Вы здесь

Способы преодоления отдельных узлов веревочной трассы промышленным альпинистом

Мытье фасадов и другие услуги промышленных альпинистов неотъемлемо связаны с постоянным прохождением рабочими веревочной трассы и сопровождается преодолением таких элементов как:

  • промежуточная точка крепления (ПТК);
  • отклонитель;
  • узел;
  • протектор.

Преодоление каждого элемента может осуществляться как вверх (подъем), так и вниз (спуск) и должно быть четко отработано и сложено из конкретных действий.

Переход по веревке через ПТК

Промежуточная точка крепления создается на трассе с целью разделения последней на более короткие отрезки, чтобы облегчить продвижение и в случае наличия помех (например выступы на стенах). Подъем Вариант 1:

  • подняться до ПТК насколько позволяет страховочный ус;
  • карабин страховочного уса пристегнуть к карабину ПТК (при его отсутствии - к петле шкотового узла);
  • фиксирующий зажим следует отстегнуть, одновременно стоя на ведущем зажиме, переставить на веревку восходящей ветки и затем сесть на него;
  • ведущий зажим отстегивается и перемещается вверх над фиксирующим;
  • по мере необходимости продвинуться на 1-2 шага вверх для облегчения нагрузки страховочного уса;
  • карабин страховочного уса отстегивается из карабина ПТК и подъем продолжается.

Вариант 2 отличается тем, что фиксирующий зажим встегивается в узел восходящей веревки после нагрузки страховочного уса. Возможные помехи при подъеме через ПТК и пути их преодоления:

  • перестежка на подъеме - возможна в местах, где рабочий будет уверенно стоять на ногах без помощи рук, не оказывая нагрузки на веревку, только в этом случае можно переместить основные зажимы вверх;
  • сильный перепад высот по горизонтали между последующими ПТК - преодолевается следующими способами:
  • к ветви навески, идущей вверх к ПТК, пристегнуть страховочный ус; перестегнуть фиксирующий зажим на веревку восходящей ветви и нагрузить его, выше него пристегнуть ведущий зажим; шагнув пару раз, подать веревку из страховочного уса и отстегнуть его;
  • при небольшой откачке, чтобы после ПТК отклониться маятником, возможно подать веревку с помощью рук, затем закинуть ногу на веревку так, чтобы нагрузка на фиксирующий зажим легла на внутреннюю часть бедра;
  • маленький карем - карабин страховочного уса встегивается в ПТК, ведущий зажим перенести на восходящую ветвь навески, встать на него, отстегнуть фиксирующий зажим и перенести ниже ведущего зажима, разъединить карабины;
  • маленький карем и большая петля узла - карабин страховочного уса пристегивается к карему либо петле узла, затем выполняется алгоритм действий при перестежке "маленький карем";
  • карабин страховочного уса не встегивается в карабин ПТК - укорачиваем ступеньку либо вместо карабина используем петлю узла;

Спуск Спуск - также возможен в 2 вариантах. Вариант 1:

  • опуститься вниз до ПТК и прицепить к нему карабин страховочного уса;
  • ведущий зажим встегивается под узел ПТК на нисходящую ветку;
  • страховочный ус перестегивается с восходящей на нисходящую ветвь;
  • после отсоединения карабина страховочного уса от ПТК следует сесть на ус и отстегнуть ведущий зажим из-под узла.

Вариант 2:

  • опуститься вниз до ПТК и прицепить к нему карабин страховочного уса;
  • карабин второго страховочного уса встегивается в петлю карема восходящей ветви;
  • перестегнуть страховочный ус с восходящей ветви на нисходящую;
  • после отсоединения карабина страховочного уса от ПТК следует сесть на ус и отстегнуть карабин второго страховочного уса из карема восходящей ветви.

В случае сложных технических элементов, при невозможности устройства образцовой навески допустимы изменения алгоритма спуска через ПТК. Примеры:

  • спуск на зажимах - опустить фиксирующий зажим, нагрузив ведущий, затем нагрузить фиксирующий зажим и подвинуть к нему ведущий;
  • спуск при помощи двух страховочных усов:

- закрепить СУ1, затем закрепить СУ2, пристегнув его приэтом к нисходящей части основной веревки; - снять нагрузку с СУ1 и нагрузить СУ2; - спуститься вниз на СУ2, отстегнув приэтом СУ1;

  • маленький карем ветви, идущей вверх:

- сдвинуться вниз в петлю карема; - прицепить к восходящей ветви ниже страховочного уса ведущий зажим, а между ними - фиксирующий; - перестегнуть страховочный ус с основной на нисходящую веревку; - нагрузить страховочный ус, отсоединив фиксирующий зажим, затем отцепить ведущий зажим;

  • значительное отклонение в сторону от ПТК:

- закрепить страховочный ус после спуска до ПТК; - на ведущем зажиме подвинуться вверх в сторону ПТК по восходящей ветви карема; - страховочный ус пристегнуть к ПТК, с последующей его перестежкой на нисходящую ветвь веревки; - карабин страховочного уса отцепить от ПТК, нагрузить страховочный ус и спускаться ниже.

Переход по веревке через отклонитель

Подъем: следует добраться до карабина отклонителя, который пристегнут в восходящую веревку, отстегнуть его и пристегнуть к этой же веревке, но ниже фиксирующего зажима; при отклонении в сторону веревка подается руками. В случае нагрузки фиксирующего зажима в 2 стороны следует закинуть ногу на веревку. Спуск Вариант 1: при достижении отклонителя страховочный ус блокируется, карабин отклонителя перестегивается на основную веревку над страховочным усом, блок со страховочного уса снимается. Вариант 2:

  • опустившись до отклонителя, пристегнуть карабин страховочного уса к карабину, который соединяет удлиняющий элемент и основную веревку, и нагрузить его;
  • закрепив страховочный узел, переставить карабин отклонителя над ним;
  • затем ведущий зажим пристегивается на основную веревку в промежуток между отклонителем и страховочным усом;
  • после чего последовательно отцепляют страховочный ус и зажим.

В случае возникновения затруднений при отсоединении карабина отклонителя от основной веревки, его можно оставить в качестве ПТК.

Преодоление веревочной трассы через узел

Подъем: при достижении узла карабин страховочного уса прицепляется к петле узла; ведущий зажим перестегивается на веревке выше узла, между ним и узлом пристегивают фиксирующий зажим; карабин страховочного уса отцепляется от петли узла. Спуск Вариант 1:

  • при достижении узла ведущий зажим следует прицепить к основной веревке выше страховочного уса;
  • между основным зажимом и страховочным усом помещают фиксирующий зажим;
  • страховочный ус следует переместить ниже узла;
  • отцепить фиксирующий зажим с последующей нагрузкой страховочного уса;
  • ведущий зажим также отсоединяется. 

Вариант 2:

  • спустившись до уровня узла, ведущий зажим присоединить к веревке выше страховочного уса;
  • карабин уса пристегивается к петле узла;
  • нагрузив ведущий зажим, страховочный ус переместить ниже узла, а затем отцепить его;
  • сесть на страховочный ус и открепить ведущий зажим.

Переход по веревке через протектор

Подъем Вариант 1:

  • если протектор прикреплен к узлу на веревке, то его возможно перемещать и снимать с последующим возвратом на прежнее место;
  • протектор также можно перейти аналогично способу "подъем через узел, оснащенный петлей для перестежки".

Вариант 2:

  • если протектор закрепляется на основной веревке вспомогательной посредством схватывающего узла, то возможно снять протектор и отвести веревку от выступа, затем подняться вверх и вернуть протектор на место;
  • если же снять протектор с веревки не представляется возможным, то действуют по алгоритму "прохождение узла без петли для пристегивания страховочного уса".

Спуск:

  • закрепив страховочный ус на веревке, снять оттуда протектор;
  • пересечь место, которое закрывает протектор, разблокировав ус, затем снова его заблокировать;
  • поместить протектор на прежнее место и разблокировать ус.

Если протектор крепится за узел с петлей для перестежки, то тогда спуск осуществляется как в случае спуска через узел. В случае крепежа протектора к веревке схватывающим узлом спуск осуществляется посредством снятия протектора и последующего возврата его на место либо по алгоритму "Перестежка через узел". Если крепление протектора происходит на рельефе, то спустившись через это место, веревка должна занять место в зоне протектора. Преодоление протектора по схеме "переход ПТК на спуске" применяется, если протектор находится очень близко от ПТК.

Яндекс.Метрика