Узлы в промышленном альпинизме
Чтобы соответствовать требованиям техники безопасности, все виды узлов должны быть:
- завязаны с соблюдением всех правил;
- устойчивыми к разрыву и развязыванию;
- подобраны с учетом цели использования;
- способны легко и без усилий развязываться при любом состоянии веревки.
Виды узлов
1. Узлы для фиксации к открывающемуся оборудованию и открытым опорам:
- "восьмерка" (рис. 1 а);
Данный вид узла чаще используется для крепежа к устройствам толщиной 10-11 мм. Его прочность составляет около 55 % и зависит от крепости веревки. Если узел проверяется для привязывания, то его вяжут петлей на двух концах веревки, а если для связывания, то помимо восьмерки на концах веревки завязываются другие узлы. Причем конец, подвергающийся нагрузке, должен быть на верхней стороне узла, а витки уложены параллельно друг на друга, но не крест-накрест. Это повышает устойчивость данного узла на 10%.
- "девятка" (рис. 1 б);
Промышленный альпинизм стал использовать тот вид узла сравнительно недавно, но становится популярным, так как из всех использовавшихся ранее узлов он имеет наибольшую прочность - 70-74%. Поэтому "девяткой" возможно связывать менее прочные веревки толщиной 9 мм.
Рис. 2: а – одиночный булинь; б – двойной булинь
- одинарный и двойной булинь (рис. 2);
Прочность этих узлов составляет 52–53%. Важно: при завязывании одинарного булиня со свободным концом необходимо делать контрольный узел! - "бабочка" (рис. 3); Прочность узла составляет 51%. Данный вид крепежа чаще используется для привязывания веревки к основным и промежуточным креплениям (крепления горизонтальных перил, V–образные крепления.) "Бабочка" позволяет не снимать навеску после каждого прохождения. Для предотвращения перетирания оплетки и сминания веревки в петле узла устанавливают специальную прокладку. Узел "бабочка" удобен еще тем, что петли в нем затягиваются и контролируются легко и точно.
Рис. 3. Узел "бабочка"
2. Узлы для фиксации веревки к неоткрывающимся устройствам и закрытым опорам:
- "восьмерка" (рис. 4а); Вяжется следующим образом: из одиночной веревки делается восьмерка и свободный конец пропускается параллельно ей, причем витки не должны находить друг на друга.
- одинарный и двойной булинь; Одинарным булинем (рис. 4б) чаще всего пользуются при закреплении веревки в начале спуска (например, при помощи такого крепежа производится мойка окон на высоте, спуск к объектам). Также при необходимости (нехватка крючьев, неотложная помощь) одиночный булинь методом сдавливания веревки превращается в устройство промежуточного крепления. Двойной булинь (рис. 4в) предназначен для фиксации веревки к кольцам ("рингам"), не имеющим карабины.
Рис. 4: а – восьмерка; б – одиночный булинь на сдвоенной веревке; в– двойной булинь
3. Узлы для фиксации веревок и петель:
- двойной ткацкий (рис. 5а); Этот узел является самым прочным узлом при связывании веревок ( прочность до 56%). Двойным ткацким узлом вяжутся веревочные петли и связываются веревки разных диаметров. - встречная восьмерка (рис. 5б); Прочность такого узла до 47 %. Применяется при вязке петель и для связывания веревок только одинаковой толщины. - встречный проводник или ленточный узел (рис 5 в, г); Его используют для вязки петель из ленты, стропы, веревки (толщина веревки от 9 мм).
Рис. 5: а – двойной ткацкий узел; б – встречная восьмерка; в – встречный проводник; г – ленточный узел.
4. Узлы для особых целей:
- самозатягивающиеся узлы (рис. 6); Всего их 18 видов, используются в экстренных случаях: при поломке, перетирании самохватов либо если самохват не может "закусить" веревку с загрязнениями. Их отличает высокая прочность, так как здесь применяется двойная веревка, что позволяет использовать шнуры диаметром 5 - 6 мм, не опасаясь их разрыва.
В технике одной веревки используют только четыре вида самозатягивающихся узлов: классический самозатягивающийся узел "прусик", перекрестный самозатягивающийся узел, его карабинная разновидность "арб" и карабинный узел "бахман". В случае необходимости количество витков во всех узлах можно увеличить.
Рис. 6: а – пруссик; б – перекрестный; в – арб; г – бахман
- амортизирующие узлы (рис. 7); Вяжутся на тонких (до 9 мм) и изношенных веревках. Используются при связке крепления с основным при его дублировании и тогда, когда при разрушении основного крепления идет большая нагрузка на дополнительное. Амортизирующими являются узлы "бабочка" (рис. 3) и проводник (рис. 7).
Рис. 7. Проводник
5. Узлы для перемещения груза и спасательных работ:
- тормозящий узел (рис. 8); Контроль за движением веревки при спуске груза или человека осуществляется за счет трения витков.
Рис. 8. Тормозящий узел
- узел "реми" (рис. 9); Узел "реми" получается из тормозящего узла посредством установки второго карабина в его витки. В случае нехватки самохватов с его помощью можно сделать блок-тормоз для подъема груза или человека.
Рис. 9. Узел "реми"
- узел "маринер" (рис. 10); При помощи данного узла делается оттяжка с петлей и блоком, чтобы извлечь пострадавшего или поднять груз большой массы. Особенностью узла "маринер" является возможность его развязывания и снятия при нагрузке отклоняемой веревки.
6. Вспомогательные узлы (рис 11):
- стремя; Такой узел вяжется для вспомогательного промежуточного крепежа, если веревка слишком туго натянута и нет возможности завязать "девятку" или "восьмерку". А также для фиксации педали с карабином ведущего захвата.
- якорная петля; С его помощью осуществляется вязка петли "восьмерки" или "девятки" к "рингам", а также петли к отклоняющему креплению, если можно не применять карабин.
Рис. 11. Вспомогательные узлы: а – стремя; б – якорная петля
Важно знать и помнить:
- при вязке одинарного булиня из двойной или одиночной веревки всегда производится страховка посредством дополнительного контрольного узла;
- при завязывании самозатягивающегося узла применяется веревка меньшей толщины, чем толщина основной веревки;
- длина свободного конца веревки всегда должна быть больше 5 см, это относится к вязке узла на конце веревки, связывании нескольких веревок или петель.